kamlena (kamlena) wrote,
kamlena
kamlena

Category:

"БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ В ОДЕССЕ" - дневник фестиваля

Дошли руки сделать то, что давно хотела: выложить дневник фестиваля "БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ В ОДЕССЕ", который я писала для интернет-газеты "Odessa Daily" (кстати, на нее можно бесплатно подписаться, написав Мише Штекелю на mishajedi@gmail.com).

Четверг, 18 сентября.
Первым мероприятием фестиваля был поэтический джем-сейшн. Когда фестиваль планировался, организаторам пришло в голову, что для поэтов лучший способ познакомиться друг с другом – это почитать свои стихи. Именно это и делали по очереди все участники джем-сейшена. В основном это были финалисты турнира поэтов-одесситов и супертурнира поэтов русского зарубежья. (В нем участвуют победители и призеры всех лондонских турниров, которые организовывал Олег Борушко. С ними будет состязаться победитель турнира поэтов-одесситов). Из последних приехали не все. Вначале их было около 11 человек, в течение дня подъехало еще несколько. Перед их выступлениями главный организатор фестиваля Олег Борушко рассказывал об их литературных достижениях, а иногда давал советы, какие стихи прочесть.
А в соседнем зале все желающие могли (и еще могут) посмотреть выставку работ участников турнира фотохудожников и проголосовать за 3 понравившиеся фотографии. Кроме того, в том же зале проходит мини-выставка юмористических рисунков Дмитрия Сытникова «Пушкин, Гоголь и коты».
Вторым мероприятием была презентация книги, выпущенной к фестивалю. В этой книге собраны конкурсные стихи финалистов турнира поэтов-одесситов, супертурнира, детского турнира «Серебряное слово», и мини-копии работ фотохудожников. А для выступления на презентации Олег Борушко пригласил трех человек, которых назвал представителями интеллектуальной элиты Одессы: журналиста и культуролога Евгения Голубовского; краеведа, автора книг по истории Одессы Олега Губаря и писателя-юмориста, редактора журнала «Фонтан» Валерия Хаита.
Евгений Голубовский рассказал о том, что поэтические турниры, подобные этому, проводились в царские времена в Санкт-Петербурге, а вот в Одессе подобное событие происходит впервые. Вообще, литературная Одесса – огромный до конца не изученный пласт истории культуры. Никита Брыгин, создавая Литературный музей, решил составить список литераторов, хоть как-то связанных с Одессой. Получилось около 500 человек.
Еще Голубовский сказал, что в литературе, как и в живописи, есть Южнорусская школа. Она началась с Багрицкого, Бабеля, Олеши, и жива до сих пор. Например, из современных одесских авторов, ее представителем является Ефим Ярошевский.
К сожалению, отметил Евгений, сейчас такое время, что литературу нужно умело и интересно пропагандировать. И хорошо, что есть люди, которые готовы это делать.
Олег Губарь сказал, что 20 сентября во время «круглого стола» «Одесса пушкинской эпохи» проведет виртуальную экскурсию по пушкинским местам города. К сожалению, пока далеко не на всех этих местах есть мемориальные доски.
Валерий Хаит хвалил Олега Борушко и его энтузиазм. «Культура должна быть активной, дерзать, заявлять о себе!» - сказал он. Затем заговорил о юморе и об отборе материалов в журнал «Фонтан». Привел в качестве примера автора высокого уровня, абсолютное большинство произведений которого выходит на страницах «Фонтана», поэта-юмориста Михаила Векслера, и посвятил ему большой кусок своего выступления.
Последним мероприятием дня должно было быть выступление призеров фестиваля «Пушкинское кольцо». Но все они по разным причинам личного характера не смогли приехать. Однако перед одесситами и гостями выступили организаторы этого фестиваля, поэты и писатели Олег Слепынин и Владимир Глазков. Они посетовали, что в этом году на «Пушкинское кольцо» никто из Одессы не приехал, и рассказали о том, что это за фестиваль. Название фестиваля связано с историей о том, что однажды Пушкин, приехав к друзьям на Черкащину, опустил руку в речку Тясмин – и потерял кольцо, которое свалилось с его руки. Стихи и прозу для отборочного этапа фестиваля можно прислать по интернету. Объявление о приеме работ появляется в мае-июне. Финальная часть фестиваля проходит на территории живописных парков Черкасской области. Так что финалисты получают не только материальный стимул в виде призов, но и моральный – возможность созерцать красоту, сотворенную природой и людьми.

Пятница, 19 сентября.
На второй фестивальный день было запланировано только одно мероприятие: круглый стол «Одесса пушкинской эпохи». Начался этот день с сюрприза: в Воронцовском дворце временно отключили свет. Но это не помешало ни выступавшим краеведам, ни заинтересованным слушателям.
Вначале выступала филолог Анастасия Мазурик. Она рассказывала о программе экскурсии «Пушкинская Одесса». Экскурсантов водят и по местам, в которых любил бывать Пушкин, и по тем, которые он описал в «Путешествии Онегина», и по «квазипушкинским», вроде легендарных деревьев, посаженных великим поэтом. Анастасии было очень трудно удержать нить повествования, поскольку маститые краеведы Александр Третьяк и Олег Губарь часто перебивали ее, дополняли, спорили, и при этом еще пикировались между собой. Но выступление все же удалось закончить, и слово было предоставлено историку Александру Третьяку.
Тема Александра называлась «Граф Ланжерон и Пушкин». Но большая часть доклада была посвящена Ланжерону. Третьяк рассказал о том, что Александр Ланжерон был не только и не столько хорошим администратором, каким его привыкли представлять. Он был также выдающимся полководцем (героем войны за освобождение США, непосредственным участником событий начала Великой французской революции) и талантливым литератором. Именно интуитивное духовное влечение двух литераторов, по мнению Третьяка, стало одной из основных причин близкой дружбы, возникшей в Одессе между Ланжероном и Пушкиным (настолько близкой, что, согласно документальным свидетельствам, Ланжерон показывал Пушкину личные письма, являвшиеся на тот момент государственной тайной). Еще одна причина состояла в том, что Пушкин свободно владел французским языком, а Ланжерон до конца жизни так и не выучил русский. И об еще одной причине скажу словами Третьяка: «В лице Пушкина Александр Федорович, после своей официальной отставки 5 мая 1823 г. С поста Новороссийского генерал-губернатора, получил весьма сочувствующего собеседника, которому он мог открыто высказать свое раздражение на императора».
Последним выступал Олег Губарь – человек, который, несмотря на отсутствие исторического образования, стал настоящим авторитетом в области краеведения и написал уже несколько десятков книг. В совеем докладе Губарь комментировал различные строки из пушкинского «Путешествии Онегина», касающиеся благоустройства города. Олег рассказал много интересных фактов. Например – у Пушкина есть строки: «И скоро звонкой мостовой Покроется спасенный город». Оказывается, в документах, связанных со строительством города и найденных Губарем в архиве, указано, что камень для мостовой должен быть «звонким», то есть звенеть при обработке. Это обеспечивало долговечность мостовой. Или еще один факт. Утверждение Пушкина, что «вино без пошлины привезено» - преувеличение. Во времена, когда поэт был в Одессе, товары, ввозимые через зону порто-франко, облагались налогом, равным 1/5 от обычного таможенного тарифа.
Закончил Губарь свое выступление критикой некоторых авторов краеведческих книг. Эти авторы не вдумываются в содержание попавших к ним материалов и не замечают, когда материалы оказываются недостоверными.

Суббота, 20 сентября.
Третий фестивальный день начался с поэтического марафона. К счастью, дождя не было, и марафон, как было задумано, прошел возле памятника Пушкину. Открылся он шествием юных барабанщиков. Затем выступил председатель городского Управления Культуры Роман Бродавко. Он сказал о том, что Одессе повезло быть пушкинским городом. В Одессе Пушкин написал 30 лирических стихотворений, романтические поэмы, первые главы «Евгения Онегина». И одесситы помнят о поэте. Именно здесь появилось одно из первых Пушкинских обществ.
Потом начался непосредственно марафон. Финалисты лондонских Турниров поэзии русского зарубежья «Пушкин в Британии» 2003-2008 годов и финалисты Турнира поэтов-одесситов «Болдинская осень в Одессе»-2008 читали турнирное стихотворение, начинающееся с пушкинской строки «Но поздно. Тихо спит Одесса...» И все желающие (а также случайные прохожие) смогли насладиться этими выступлениями.
А вечером произошло самое главное событие дня - турнир поэтов-одесситов. Перед его началом на сцене Воронцовского дворца выступил ансамбль скрипачей «Юные виртуозы Одессы». Затем 15 финалистов сначала по очереди прочли турнирное стихотворение (с пушкинской строкой вначале), а потом – еще по 2 своих произведения. Все прочитанные стихи были на высоком уровне, и жюри с трудом пришло к консенсусу. Вот кто входил в жюри:
• Сценарист, режиссер, телеведущая Авдотья Смирнова.
• Телеведущий Дмитрий Дибров, которого представили просто: «философ».
• Писатель Михаил Попов.
• Поэт, советник Президента Украины по культуре Александр Бригинец.
• Председатель жюри – главный организатор фестиваля Олег Борушко.
После окончания совещания жюри вначале прошла церемония награждения победителей турнира фотохудожников. Их жюри не выбирало – все определялось зрительским голосованием. На первом месте Ангелина Тарасенко, на втором – Борис Бухман, на третьем – Инна Ищук, которая также участвовала в турнире поэтов-одесситов.
Потом перешли к награждению поэтов. Приз зрительских симпатий получил Александр Леонтьев. Людей в зале покорили его неожиданные образы, вроде «А эта юная блудница Жрет падаль вдоль из-под ножа». Жюри со зрительскими симпатиями не согласилось. Третье место оно отдало Валерию Сухареву, второе – Леониду Якубовскому. А королевой одесских поэтов стала Евгения Красноярова. Кроме призов она получила право сразиться с поэтами русского зарубежья за титул «Король королей».
Победителям вручили денежные призы от организаторов, великолепные книги от сети магазинов «Дом книги и медиа» и еще один очень приятный подарок – букеты цветов.

Воскресенье, 21 сентября.
Этот день начался с детского поэтического турнира "Серебряное слово". Из-за погоды, которая весь день чинила препятствия организаторам, на этот турнир пришло мало зрителей, и не добрался с залитой водой Пересыпи один из членов жюри - Дмитрий Дибров. Но в целом турнир прошел удачно. В нем приняло участие 14 детей в возрасте от 9 до 18 лет. Можно было ожидать, что победят ребята постарше с более зрелыми стихами. Но первое место жюри отдало двенадцатилетней Анне Новицкой. Кстати, ее сестра Ирина, которой 11 лет, тоже участвовала в турнире. А вот второе и третье места заняли шестнадцатилетние девочки - соответственно, Дарья Вержбовская и Влада Литвиненко. Еще одна участница - Юлия Коваль (13 лет) - получила приз от радио "Гармония мира".
Мероприятия, запланированные на вечер, вообще оказались под угрозой срыва. Мало того, что продолжался дождь и ветер - так еще в Воронцовском дворце отключили свет. Организаторы приняли решение перевести людей в здание Морвокзала. Оттуда после супертурнира поэтов русского зарубежья должен был отчалить теплоход - планировалась морская прогулка. Но погода похоронила надежды на выход в море, и все мероприятия - супертурнир и конкурс пародий - прошли в кафе Морвокзала.
На супертурнир съехалось 19 поэтов из Украины, США, Канады, Германии, Израиля, Франции, Италии, Испании, Словении, Финляндии и Узбекистана. Вместе с ними за титул короля королей поэтов должна была сражаться победительница турнира одесситов Евгения Красноярова. Но она стала еще одной жертвой стихии, не сумев добраться с поселка Котовского через затопленную Пересыпь.
Приз зрительских симпатий супертурнира получил Гай Фридман из Израиля. Жюри тоже понравилось его творчество, но ему отдали только второе место. На третьем месте Наталья Резник из США. Она же разделила позже победу в конкурсе пародий со своим соотечественником Юрием Берданом. А первое место и титул короля королей поэтов достались автору, пишущему в своеобразном стиле - Павлу Лукьянову из Испании. И еще одну награду получил Михаил Бриф из США - приз имени Риммы Казаковой за лучшее стихотворение о любви.

Понедельник, 22 сентября.
Последний день фестиваля был посвящен, как выразились организаторы, "разбору полетов". Первой частью этого разбора была пресс-конференция, на которой все желающие могли задать вопросы организаторам, жюри и победителям.
Главный организатор фестиваля Олег Борушко рассказал, что в следующем году собирается провести в Одессе всеукраинский турнир поэтов.
Евгения Красноярова сказала, что для нее победа на турнире поэтов-одесситов была полной неожиданностью, и эмоции переполняют ее до сих пор. Она только второй раз участвует в поэтическом конкурсе, хотя состоит в "Южнорусском союзе писателей" (отделении Конгресса писателей Украины) и печаталась а антологии одесской поэзии (издании этой организации).
Победителя супертурнира Павла Лукьянова спросили, как обстоят дела с русскоязычной литературой в Испании. Павел ответил, что в Барселоне создано русское общество, и литераторы устраивают чтения на трех языках - русском, испанском и каталонском.
Член жюри писатель Михаил Попов рассказал, что жюри было легко найти консенсус, поскольку мнения о том, кто должен стать призером, почти совпадали. Единственный жаркий спор возник о том, кому дать первое место в супертурнире - Лукьянову или Фридману. А вот мнение зрителей не совпадало с мнением жюри. В супертурнире только Гая Фридмана включили в тройку и жюри, и зрители. А в турнире поэтов-одесситов зрительская тройка полностью отличалась от выбранной жюри.
Закончился день мастер-классом (где обсуждались достоинства и, в первую очередь, недостатки стихов тех участников, которые на это согласились) и последующим неформальным общением.
Subscribe
promo kamlena march 15, 2017 21:55 3
Buy for 10 tokens
У вас есть интернет-проект, онлайн-представительство бизнеса, личная страница в соцсети (где вы продвигаете себя как специалиста), или просто желание зарабатывать с помощью интернета? Я готова помочь вам разными способами. И некоторым из тех, у кого нет всего перечисленного, я тоже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments