Иначе говоря, знания чего можно требовать в вопросах чгк?
В моем прошлом посте с чгк-дискуссией (http://kamlena.livejournal.com/136125.html) одна из побочных тем обсуждения была «Чего знаток не обязан знать?». Сейчас я решила подойти с другой стороны. Четкую границу провести все равно не удастся. Но, может, выработаем хоть какую-то программу-минимум, на которую будут ориентироваться вопросники и редакторы.
Я тут набросала «черновик набело». Возможно, еще дополню в комментах. Но всем тоже предлагаю дополнять и высказывать свое мнение.
Все-таки пара слов о необязательных знаниях
Все получают спам, но совсем не обязательно его читать. Поэтому знаток не обязан знать о наименовании «нигерийские письма», и тем более помнить имя принца, которое там фигурирует.
Компьютеры и интернет
Знаток обязан знать основные термины, названия широко используемых юзерами программ, названия самых известных операционных систем (windows, linux, android), самые популярные сайты (3-4 ведущих поисковика, ютуб, жж, соцсети), основные элементы «железа» и программного обеспечения. Из интернетных фраз и слов можно требовать знания тех, которые уже стали расхожими («аффтар жжот», «превед, медвед», троллинг, хомячки…).
СМИ
Можно требовать названия самых известных в мире газет, журналов и телекомпаний. А также некоторых СМИ, вошедших в историю («Колокол», «Искра», «Друг народа»). Можно требовать знания новостей, обсуждаемых в СМИ в продолжение пары месяцев перед турниром. Из более ранних – только самые резонансные, причем с мировым резонансом.
Точные науки
Требовать можно, в основном, знания того, что изучалось в школе и неоднократно в разных вариациях повторялось, и поэтому большинство людей помнит это в общих чертах. Например, квадратные уравнения, теорема Пифагора, закон Ома, C2H5OH :) Ну и расхожую информацию, выходящую за рамки школьной программы, – типа кота Шредингера.
История
Тут очень сложно. Школьная программа разнится в разные годы и в разных странах. Так что ориентироваться надо больше на то, какие исторические вещи описаны в широко известных романах и фильмах. На школьную программу можно опираться, в основном, при использовании фактов из истории древнего мира.
Под катом - о литературе, музыке, кино, лингвистике, спорте и живописи
Литература
Тоже сложная сфера. Постепенно становится все меньше книг, которые «все читали». Возможно, уже существуют (а возможно, появятся лет через 5) вышедшие из студенческого возраста команды, в которых никто не читал «Мастера и Маргариту» или «Понедельник начинается в субботу». Но при этом эти люди – не быдло, и кто-то из них читал, допустим, Джойса. Ориентироваться можно разве что на детскую и подростковую мировую классику («Малыш и Карлсон», «Три мушкетера», «Дети капитана Гранта»…) или на русские произведения, изучаемые в школе во всех или почти всех странах СНГ («Евгений Онегин», «Война и мир»).
Музыка
Можно требовать знания припевов поп-песен, которые звучат «из каждого утюга» и рефренов из песен, ставших мировой классикой (“Let my people go!”, “We all live in yellow submarine”…). С классической и другими видами музыки сложнее. Тоже есть общеизвестное, но границу провести тяжело.
Кино
Можно писать вопросы, связанные с киноцитатами, перешедшими в разговорную речь. С остальным сложнее. Ни по поводу классического фильма, ни по поводу современного нельзя быть уверенным в том, что его смотрели многие. Разве что советские комедии - но число людей, которые их не смотрели, постепенно растет
Лингвистика
Игрок чгк уже не обойдется без знания понятий «омоним», «синоним», «анаграмма», «палиндром».
Знаток обязан знать перевод общеупотребительных греческих, латинских и английских корней. В команде должен быть хотя бы один человек, знающий английский. Вот с глубиной знаний сложнее. Поэтому редакторы из дальнего зарубежья просто обязаны привлекать тестеров из России, Украины или Беларуси.
Спорт
Тут я слишком некомпетентна (хотя при этом случайно помню некоторые вещи, которые не все фанаты спорта помнят), так что жду вариантов от тех, кто разбирается.
Живопись
Тут я более компетентна, но тоже не знаю, как провести границу. Даже если картина тиражируется, обыгрывается в рекламе и др., многие могут не знать ее автора и названия.
Это – черновик программы-минимум. Требовать большего можно, особенно на турнирах высокого ранга. Но, как мне кажется, у вопросов, соответствующих вышеописанным принципам, меньше всего шансов быть обруганными за викторинность.
Journal information